График работы : магазин Пн-Пт с 10-19, Сб и Вск ВЫХОДНОЙ.

Все статьи


Автомобильная камера - предшественник бескамерной шины

Почему изделия, еще вчера казавшиеся вечными атрибутами авто, нынче" уступили место другим?

"Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колес экипажей с целью уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым облегчая движение и уменьшая шум, который они создают при движении"
Р. У.Томсон



Более полутора веков назад опробовали первую в мире резино-парусиновую шину, изобретенную Робертом Томсоном. Думаете, резиновой была камера, а парусиновой - покрышка? Ничего подобного: именно камера состояла из нескольких слоев парусины, пропитанных каучуком. А снаружи надевался чехол-протектор из кусков кожи. На изобретение был выдан патент. Более того, провели испытания на каретах. Однако на том все и кончилось.
Известная всем шина Данлопа появилась лишь через сорок с лишним лет - в 1888 году. У нее камера была уже резиновая, а покрышка - в виде... прорезиненной парусиновой обмотки, которая и крепила все к ободу. Что-то типа плотной изоленты.

Назначение камеры абсолютно ясно: она удерживает воздух. О том, чтобы отказаться от нее совсем, речь не велась: никто не знал, как (да и зачем?) подступиться к подобной задаче. Любой нормальный автомобилист возил в багажнике пару камер и был морально и технически готов к ремонтным манипуляциям.

Популярные сегодня бескамерные шины придумали гораздо позднее -лишь в 50-е годы прошлого века. Ведь для того, чтобы воздух надежно удерживался непосредственно в покрышке, необходим герметичный обод с плотной посадкой шины на него. Кроме того, воздух не должен диффундировать сквозь довольно пористую резину. Неслучайно в бескамерных шинах внутренний слой - плотная резина особого состава. Поэтому, если вдруг попадется покрышка с надписью Tube Туре, помните: использовать ее без камеры нельзя - давление в ней долго не сохранится.

Впрочем, уже лет десять такие шины встречаются разве что на велосипедах, кое-какой мототехнике и на тяжелых машинах.

Чем же так не угодили нынешним автомобилистам камеры? Ремонтопригодность нормальная: не составляет особого труда заклеить их или завулка-низировать. Для этого в автомагазинах есть специальные приборчики вместе с ремкомплектами. Дело в том, что при проколе камера ведет себя почти как воздушный шарик: бабах! - и воздуха нет. Это при любой скорости движения по меньшей мере неприятно. Другое дело бескамерная шина: Tubeless. Если в плотном протекторе застрял, к примеру, гвоздь, воздух может выходить очень медленно, а то и вовсе не выходит. Автомобиль этого даже не почувствует. Методы ремонта тоже разнообразные: резиновый грибок-затычка, самоклеящаяся заплатка изнутри... Как аварийный вариант - все та же старая добрая камера, которую при большом желании можно затолкать в бескамерную шину, если в той не поврежден и не торчит внутрь металлокорд. Но это на самый крайний случай, чтобы дотянуть до шиномонтажа. Камера будет неплотно прилегать к покрышке, масса колеса вырастет, балансировка нарушится... В общем, о надежности и комфорте лучше не рассуждать.

Сегодня бескамерная шина лучше камерной по всем параметрам. Она легче, меньше нагружает подвеску, надежнее. Интересно, как скоро подобных эпитетов удостоится ее будущий преемник? 

Журнал "За Рулем", январь, 2013