В каких случаях нужно пропускать пешеходов
Удивительно, но в нашей стране значительное количество наездов на пешеходов фиксируется там, где, казалось бы, безлошадные должны чувствовать себя в наибольшей безопасности, — на переходах.
Главный враг пешехода — темнота. Особенно в нашей преимущественно северной стране. Именно в условиях недостаточной видимости сбивают львиную долю тех, кто оказывается на проезжей части пешком. Но если освещение всех переходов — удовольствие дорогое, то пешим участникам движения вполне по силам самим позаботиться о своей безопасности. Речь идет о фликерах — копеечных светоотражающих элементах, которые крепятся на одежду или сумку. По данным ученых, они почти в два раза снижают вероятность наезда в темное время суток.
Кроме того, есть юридические нормы, адресованные пешеходам. Хотя, по сути, это очевидные правила поведения: убедиться в безопасности перехода, не выбегать на проезжую часть внезапно для водителей, особенно из- за препятствия, не задерживаться на дороге. Да, пешеход пользуется безусловным преимуществом на зебре, но это не повод идти наперерез трафику, не глядя по сторонам. Увы, но неосмотрительность погубила уже очень многих, и их родственникам не легче от того, что в своей смерти формально они оказались не виноваты.
Теперь о водителях. Напомним, что пункт 14.1 ПДД требует предоставить пешеходам приоритет, если они вышли или только занесли ногу над зеброй. Иногда, кстати, разметка может и отсутствовать. В этом случае особое внимание надо обращать на знаки 5.19.1 и 5.19.2: они не только показывают водителям и пешеходам место перехода, но и обозначают его границы.
Правда, в ПДД есть одна заковыка. Дело в том, что требование снизить скорость или остановиться обусловлено необходимостью пропустить пешеходов. Иными словами, если пешеход, находясь на переходе, оказывается вне зоны досягаемости транспортного средства, то есть обязанности уступить дорогу не возникает, водитель не обязан останавливаться. С другой стороны, советуем быть готовыми ко всему: человек может внезапно изменить направление перехода или, например, побежать. В этом случае времени на торможение или маневр у водителя может не остаться, а в случае наезда его вина будет очевидна.
Еще одно требование, вытекающее из ПДД, невыполнение которого тоже уже стоило жизни огромному числу безлошадных. Напомним, что пункт 14.2 запрещает дальнейшее движение, если перед переходом притормозило или остановилось другое транспортное средство. Возможно, его водитель пропускает пешехода, которого движущийся сзади автомобилист просто не видит. Следовательно, меры предосторожности необходимы. Кроме того, всем надо понимать, что в случае наезда проигрывают оба: один рискует попасть в лучшем случае на больничную койку, а другой — за решетку. Изменить такой возможный сценарий можно только совместными усилиями.
Журнал АвтоМир, №39, 21 сентября 2013