Гироскопические мечты статского советника
Гироскопические технологии в последние десятилетия буквально захватили умы инженеров мира. Различные гироскопические приборы широко применяются для автоматического управления движением самолётов, морских судов, ракет, в разведке полезных ископаемых, предсказании землетрясений, сверхточном измерении положений железнодорожных путей и нефтепроводов, медицинской технике. А начиналось всё с игрушечного волчка, который и есть простейший гироскоп.
Уникальная судьба уникального человека
Удивительные свойства раскрученного детского волчка, способного при вращении изменять своё направление в пространстве, «бегать» по плоскости, выписывая замысловатые фигуры, и даже переворачиваться с одного конца на другой, занимало умы многих великих учёных. Законами его движения заинтересовались знаменитый английский учёный Исаак Ньютон, член Российской академии наук Леонард Эйлер. Над разработкой методов практического использования его свойств работали немецкий математик Иоанн Боненбергер, один из создателей теории вероятности Пьер Симон Лаплас, основатель современной математической физики Симеон Денни Пуассон, французский физик и астроном Жак Фуко и многие другие.
В ряду этих блистательных научных имён стоит и имя русского изобретателя Петра Петровича Шиловского. О деятельности этого талантливого изобретателя сегодня знают разве что специалисты. А меж тем именно ему принадлежит целый ряд замечательных изобретений, опередивших время и широко используемых в современной технике.
Пётр Петрович относится к тон категории людей, у которых всё получается, за что бы ни взялись. О таких говорят, что их при рождении Господь поцеловал в темечко. Родился он в 1871 году в старинной дворянской семье. Его отец Пётр Степанович Шиловский, был действительным статским советником, что, согласно «Табели о рангах» Российской империи, приравнивалось к военному чину генерал-майора или контр-адмирала. Вполне естественно, что Шиловский-старший видел в сыне продолжателя семейных традиции, поэтому по достижении шестнадцати лет юноша быт отдан в петербургское училище правоведения, «питомник государственных людей», как тогда называли это привилегированное учебное заведение.
Служебная карьера молодого Шиловского началась со скромной должности следователя в уездной Луге. В свободное время он увлечённо играл на скрипке, подумывая даже всерьёз заняться музыкой, или писал острые полемические статьи в столичные газеты. В них особенно досталось всесильному министру юстиции Муравьёву, не без основания обвиняемому автором в косности и нежелании что-либо менять в своём ведомстве. Реакция не заставила себя долго ждать. Молодой «фрондёр» был переведён из Луги в городок Новоржев Псковской губернии, что считалось значительным понижением по службе. Удача, правда, отвернулась ненадолго. Новый министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве увидел в статьях Петра Шиловского соответствие своим мыслям и стал продвигать по службе. С его лёгкой руки бывший лужский следователь был «вброшен» в большую политику и сделал головокружительную карьеру, поочерёдно занимая посты вице-губернатора в Уральске, Екатеринославе и Симбирске.
В 1910 году Пётр Петрович Шиловский стал губернатором Костромы, затем губернатором Олонецкой губернии. В Петрозаводске он задержался ненадолго, подал в отставку, переехал в Петербург и занялся давно занимавшими его проектами, на которые у статского советника и государственного деятеля прежде не хватало времени. Это была механика, которую Пётр Петрович, не имея специального технического образования, осваивал самостоятельно, что не помешало ему ещё до костромского губернаторства, весной 1909 года, получить патент за № 27091 -«Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел». Причём изобретение своё он запатентовал не только на родине, но и в Англии, Германии, Франции и США.
Шиловский разработал ряд технических новшеств для русской армии: гироскопический указатель курса для самолётов и судов, устройства для стабилизации корабельных орудий. Но если у флотского ведомства его изобретение поддержки не нашло, то на четырёхмоторных цельнодеревянных бипланах «Илья Муромец», выпускавшихся на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1913—1918 годах, «ортоскоп» Шиловского какое-то время использовался. Орудийный же стабилизатор Пётр Петрович успешно продал британскому военно-морскому ведомству.
Судьба двух других изобретений — автомобиля и железной дороги, работающих на гироскопическом эффекте, — увы, трагична.
Лондон - Петроград
На рубеже XIX—XX столетий автомобиль, хотя и появился на улицах Санкт-Петербурга и Москвы, был экзотической новинкой даже для Европы, уже налаживавшей широкий выпуск замечательных повозок, передвигавшихся без помощи привычной лошадиной упряжки. Неудивительно, что идея Шиловского построить двухколёсный гиромобиль соотечественниками была принята как фантазия в духе Жюля Верна. Не было в России и завода, способного воплотить его технические задумки в жизнь. А вот в Англии изобретатель нашёл неожиданную поддержку, и в 1914 году уникальный чудо-автомобиль появился в центре Лондона, собирая толпы восхищённых зевак и порождая невероятные рассказы газетных писак.
Неизвестно, что было бы с гироавтомобилестроением в дальнейшем. Идея его, как говорится, была сбита на взлёте - началась Первая мировая война. До России гирокар и вовсе не доехал — помешала военная обстановка на дорогах.
Новые перспективы открылись перед Шиловским после революции 1917 года. Как ни странно, талант самоучки-изобретателя, бывшего губернатора многих российских губерний, бывшего статского советника и, естественно, монархиста по убеждениям, оказался востребованным новыми революционными властями. Шиловскому удалось убедить военное ведомство в целесообразности прокладки гироскопической железной дороги между Петроградом и Гатчиной. На исход дела повлияли и свежие воспоминания о стремительном продвижении войск Юденича на Петроград. В условиях дефицита рельсов идея Шиловского выглядела весьма привлекательной. Дополнительный интерес вызывала возможность ускорения и упрощения строительства подъездных путей.
В 1919 году опытной дороге было придано общегосударственное значение, руководство её строительством поручили Всероссийскому совету народного хозяйства (ВСНХ). Вот что сообщала об этом «Красная газета» от 15 апреля 1921 года: «Президиум ВСНХ обсуждал вопрос о сооружении однорельсовой гироскопической железной дороги. Постановлено использовать ныне бездействующую бывшую царскую ветку Петроград — Детское Село — Александрова. Путиловский завод исполняет уже раму и корпус двух-вагонного поездного состава. Пробный поезд будет готов через год. Он рассчитан на 150-вёрстную скорость в час. Такая скорость для двухрельсовых дорог была пока недоступна».
К изобретению гироскопической железной дороги Петра Петровича Шиловского. вероятно, подтолкнули модели однорельсовых поездов, ещё в 1907 году продемонстрированные независимо друг от друга инженерами Августом Шерлем и Луи Бреннаном в Берлине и Лондоне. Но однорельсовая дорога Шиловского была, по словам корреспондента «Петроградской правды», «самым крупным опытом подобного рода в мире».
Получив от советского правительства заказ на разработку и строительство дороги протяжённостью около сорока километров, Шиловский организовал собственное конструкторское бюро, привлёк к проекту таких блестящих инженеров и механиков, как Р. Н. Вульф, А. М. Годьшкии-Цвирко, В. Н. Евреинов, Р. А. Лютер, А. С. Шварц. И. В. Мещерский, П. Ф. Папкович, Н. Е. Жуковский.
Через год, когда были разработаны необходимые проекты и схемы и модель поезда прошла испытания в аэродинамической трубе Политехнического института, началось строительство. За четыре месяца проложили 12 километров, то есть примерно четвёртую часть пути от Детского Села до Средней Рогатки. Однако наступивший 1922 год принёс с собой другие политические приоритеты, финансирование проекта было прекращено, и все работы по сооружению монорельса заброшены.
Впрочем, гироскопические железные дороги, которым Шиловский предрекал большое будущее, до сих пор не построены. Другие его идеи хотя и осуществлены, и широко применяются не только на земле, на воде и в воздухе, но даже в космосе, имеют других авторов.
О судьбе же самого Петра Петровича Шиловского после 1922 года почти ничего не известно...
Александр Обухов, член-корренспондент Петровской академии наук и искусств
"Чудеса и Приключения", 12/2011