График работы : магазин Пн-Пт с 10-19, Сб и Вск ВЫХОДНОЙ.

Все статьи


Как правильно выбрать и купить аккумулятор для автомобиля

оследние зимы стали непростым испытанием для автовладельцев. В мороз не заводились не только гарантийные, но абсолютно новые машины. На станции техобслуживания выстроились очереди немецких, японских, корейских и всевозможных других железных коней. На подержанных иномарках вылезли все старые «болячки», и одна из них – это старый аккумулятор. До морозов дефицита автомобильных аккумуляторов в Санкт-Петербурге явно не наблюдалось, но в эти злопамятные черные дни января на некоторых рынках города стояли очереди, был момент, когда заканчивались аккумуляторы в крупных супермаркетах, а на рынках в день продавалось 100-200 шт. Хватали всё! Мало кто спрашивал о достоинствах и недостатках конкретного производителя, главное - готов к работе или нет.


Слава богу, это в прошлом, и рынок снова наполнился товаром. И это первый вывод, который мы сделали, посетив крупные магазины и авторынки города.    Может быть даже, хотелось, чтобы ассортимент был скромнее. Потому как, даже находясь в здравом уме и трезвой памяти, очень сложно сделать «осознанный» выбор. По документам все просмотренные нами аккумуляторы как импортного или СНГ-производства, так и отечественные были сертифицированы. По характеристикам, заявленным на их лейблах, они также соответствовали требованиям ГОСТа по напряжению,  току холодной прокрутки и емкости.  Как же выбрать наиболее подходящий аккумулятор для своей машины?

 На этот вопрос мы и попытаемся ответить в данной статье. 

            Немного теории.

Все  аккумуляторы (АКБ)  можно разделить на две группы — требующие обслуживания и необслуживаемые. В группе необслуживаемых отдельно выделяются  батареи, у которых электроды изготовлены с добавлением кальция, сокращенно назовем их - «кальциевые». Это разделение условно, и связано с технологией изготовления электродов: если по-простому, то чем больше в них нужных добавок, тем меньше выделений газов (испарений), и тем самым, меньше требуется доливать воды в АКБ. Поэтому, теоретически, (при других равных условиях) рейтинг АКБ  выглядит так: обслуживаемые, необслуживаемые, необслуживаемые - кальциевые.

Теперь уже мало кто выпускает старые черные  эбонитовые батареи. Они  требовали  периодического долива дистиллированной воды, так как она интенсивно выкипала  при заряде батареи вследствие повышенного содержания сурьмы в электродах.  Со временем появились  батареи с уменьшенным в 2-3 раза содержанием сурьмы  и добавлением мышьяка, олова и др. компонентов. Выделение газа при заряде таких  батарей ниже, но долива дистиллята 1-2 раза в год они  все-таки требуют.  Эти, так называемые, «обслуживаемые»  батареи относительно недороги, а типичным сроком их эксплуатации можно считать 3-4 года.  Следующим шагом в эволюции явились необслуживаемые батареи. Среди них кальциевые батареи  получили  большее распространение. Их срок службы может достигать 5-7 лет.

            Обзор рынка аккумуляторов в Санкт-Петербурге.

            В магазинах и торговых точках города представлены батареи разной емкости и разных производителей. Что касается емкости, то разнообразие велико: от 34- амперных «малышей» до 100-амперных «гигантов». При выборе емкости АКБ следует придерживаться требованиям инструкции по эксплуатации на конкретный автомобиль, разброс емкости можно считать допустимым в пределах 10 процентов от рекомендованной.  Что касается производителей, число которых также огромно, то для прояснения этой ситуации, в качестве примера,  рассмотрим только рынок 55-амперных батарей как наиболее распространенных.

            55-амперные необслуживаемые батареи импортного производства  достаточно дороги (1500-3000 руб.), и они действительно «необслуживаемые»- т.е. не имеют отверстий для долива воды. Поэтому на практике, продавцы чаще рекомендуют их владельцам не старых иномарок (3-7 лет). К ним относятся Varta(Германия), Bosch Silver (Испания) с током холодной прокрутки   400-450 Ампер. Кстати, добавление «Silver» говорит о более продвинутой технологии – использовании серебра, что значительно повышает коррозионную устойчивость решетки. Электрод медленнее разрушается,  и срок службы аккумуляторной батареи возрастает более чем на 20%. Необслуживаемые батареи отечественного или СНГ-производства часто имеют отверстия для долива, они более демократичны по ценовому критерию (1000-2000 руб.),  и, поэтому, их предлагают владельцам старых иномарок и новых ВАЗов.  Это такие батареи как ПАЗ (Подольского аккумуляторного завода), Курского завода «Аккумулятор»,  «Tuimen battery»(Тюменского аккумуляторного завода),   КАТОД (С-Петербург) и др. с током холодной прокрутки   400-450 Ампер.  Самыми дешевыми являются обслуживаемые батареи, их цена не превышает 1300 руб. («Лидер», «ЗИД», «FIAMM», «BOST» и др.) с током холодной прокрутки  270-400 Ампер. Не всегда цена может точно отражать качество предлагаемого товара - это относится как к отечественным, так и к импортным батареям.

«Плюсы» и «минусы» необслуживаемых аккумуляторов.

          Запас электролита  у необслуживаемых батарей больше, чем у обслуживаемых, темпы «выкипания»  ниже.  Эти факторы как снимают «головную боль»  о дистиллированной воде с автовладельцев, так и продлевают срок службы аккумуляторов. Еще более важным преимуществом необслуживаемых батарей является низкая степень саморазряда в процессе длительного хранения. Если падение напряжения в обычном аккумуляторе, зимующем дома, может достигать 15 и даже 20% в месяц, то у необслуживаемых эта величина может не превышает 2% (!). Такой постоянно установленный в автомобиле аккумулятор не «сядет» и не промерзнет даже при очень низких температурах. Нет, видимо, необходимости объяснять, насколько это важно для сохранения работоспособности бортовых компьютеров и систем управления впрыском. Да и токовая отдача у этих аккумуляторов при запуске двигателя гораздо выше, чем у обслуживаемых.

  На первый взгляд не очень понятно, почему при явных преимуществах необслуживаемых батарей, производство обслуживаемых достаточно велико.  А большая часть  батарей, отнесенных самими производителями к группе «необслуживаемых»,  имеют отверстия для долива дистиллята. Причин тут несколько.  Первая, конечно, это цена – обслуживаемые АКБ, как правило, дешевле в производстве, соответственно дешевле и для потребителя. Другая причина связана с особенностями эксплуатации аккумуляторов. Необслуживаемый аккумулятор предъявляет большие требования к качеству «электрики» автомобиля. Это касается реле-регулятора генератора, который обеспечивает постоянство бортового напряжения не ниже 13,9 В и не выше 14,4В. Батарея «боится» перезаряда,  «коротышей» в проводке, большого тока утечки, связанного с работой сигнализации и других  постоянно включенных систем, а также длительного прокручивания стартера при пуске машины. Кальциевые батареи больше, чем  обслуживаемые, боятся глубоких разрядов — если несколько раз подряд полностью разрядить такой аккумулятор, то он может выйти из строя. Не забудем и о том, что заряжать необслуживаемые АКБ сетевым зарядным устройством традиционного типа, недопустимо. «Традиционными» мы называем устройства, в которых ручным способом устанавливается постоянный ток заряда равный 110 емкости батареи, который и поддерживается все время зарядки. Для необслуживаемых батарей требуется зарядное устройство, которое обеспечивало бы постоянство напряжения (а не тока) на клеммах с ниспадающим до нуля током зарядки по мере процесса заряда.

Как выбрать аккумулятор.

Несмотря на рекомендации продавцов, которые не всегда расхваливают лучший товар,  покупатель сам должен быть достаточно «подкован».  Поэтому, при одинаковой цене,  при выборе аккумулятора следует обращать внимание на пусковой ток (ток холодной прокрутки) – чем выше этот параметр, тем лучше. На некоторых моделях указаны два  параметра тока – мы говорим  не о  европейском стандарте (EN или SAE), а о ГОСТе, т.е. наименьшем значении. Типовым параметром для верхней ценовой группы следует считать ток  400-500 ампер., для средней группы  - 300-450 ампер,  для нижней 250-400 ампер.  Также немаловажными являются и конструктивные особенности, такие как: расположение клемм «+» и «-»,  размеры (понравившийся Вам АКБ может быть значительно больше вашего «родного»),  вес,  наличие или отсутствие ручки для переноски, тип крепления батареи к кузову автомобиля.

 Не забывайте и о  теоретическом рейтинге  АКБ: обслуживаемые, необслуживаемые, необслуживаемые – кальциевые, а также о целесообразности использования разных типов на вашем конкретном автомобиле.  Кроме этого,  при выборе батареи (если такая возможность есть)  обращайте внимание на дату ее производства: теоретически лучшая батарея при хранении более года в эксплуатации может показать более чем «обычные» результаты.

            Вопросы эксплуатации.

            Независимо от того, какую степень обслуживания имеют АКБ, все они нуждаются в бережном уходе. Независимо от того, обслуживаемый или необслуживаемый АКБ, минимум раз в  год их необходимо подзаряжать сетевым зарядным устройством. Кроме того, необходимо следить за чистотой самой батареи. Верхняя крышка АКБ имеет свойство отпотевать и загрязняться, что вызывает дополнительный саморазряд.  Один раз в 3-4 месяца проверьте надежность закрепления батареи. Не допускайте эксплуатацию батарей в режиме недозаряда, т.е. при напряжении ниже 13,9 Вольт. Длительный недозаряд приводит к глубокому разряду аккумулятора.  Не допускайте эксплуатацию батарей в режиме перезаряда т.е. при напряжении выше 14,4Вольт. Напряжение выше нормы приведет к выкипанию воды и повышению плотности рабочей жидкости, разрушению свинцовых пластин, помутнению и потемнению электролита в одной, нескольких или всех секциях батареи. Напряжение выше 14,5Вольт может привести к взрыву АКБ. Поэтому не реже одного раза в 3-4 месяца тестером проверяйте уровень зарядного напряжения. Контроль уровня электролита в необслуживаемом АКБ невозможен, поэтому при эксплуатации необслуживаемого аккумулятора особенно важно не допустить перезаряд. Уровень электролита  в обслуживаемых АКБ поддерживайте  с помощью долива дистиллированной воды. 

            Основные выводы для покупателя.

            До покупки АКБ решите: Вы будете покупать обслуживаемый или необслуживаемый. Посмотрите на своем аккумуляторе емкость, расположение клемм,  его размеры и крепление. Заранее подумайте, сколько Вы собираетесь проездить на своей машине: до 2-х лет - подойдет и отечественный АКБ, более 3-х лет – импортный АКБ по вашим финансовым возможностям. При покупке обязательно проверьте дату изготовления (если это – год назад, то это уже не очень хорошо). При равной цене купите аккумулятор с большим током холостой прокрутки.

Взято с snegomoto.ru